Позиции участницы Pussy Riot и защиты разошлись
МОСКВА, 1 окт — РИА Новости. Мосгорсуд не смог в понедельник рассмотреть кассационные жалобы на приговор трем участницам панк-группы Pussy Riot, получившим по два года колонии за хулиганство по мотивам религиозной ненависти в Храме Христа Спасителя: процесс отложен на десять дней из-за желания одной из фигуранток дела — Екатерины Самуцевич — сменить адвоката. По ее утверждению, позиция с прежним защитником Виолеттой Волковой у нее разошлась.
Защита участниц панк-группы, а также отец Самуцевич утверждают, что это заявление для них явилось полным сюрпризом, однако в выходные дни на личных страницах в соцсетях они анонсировали данное событие.
Адвокаты потерпевших назвали отвод «хорошо спланированной акцией» с целью затянуть процесс. Независимые юристы также полагают, что таким путем подсудимые и их защитники хотят взять паузу в процессе, так как за 45 дней после приговора осужденная могла понять, что адвокат ее не устраивает.
Пять девушек в конце февраля пришли в храм Христа Спасителя в Москве и, надев маски, устроили так называемый панк-молебен. Видеоролик с выступлением был выложен в интернете и вызвал большой общественный резонанс. Хамовнический суд Москвы 17 августа приговорил Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич к двум годам колонии.
Причина разлада
Самуцевич отказалась объяснять суду, в чем именно заключается расхождение ее и адвоката взглядов на процесс, заявив, что «по закону не обязана объяснять свои желания о смене адвоката».
Обвиняемая также не стала давать пояснений, почему разногласия появились только сейчас — в день назначенных слушаний по жалобе — и по какой причине она не уведомила суд о желании нанять нового адвоката ранее, например, при подаче жалобы или при назначении слушаний по кассации.
«По закону вы должны мне дать пять дней на поиск нового защитника. Я требую нового адвоката, а от Волковой отказываюсь, если мне адвоката не дадут, я вообще останусь без защиты», — заявила Самуцевич.
Остальные фигурантки дела — Алехина и Толоконникова — не возражали против замены адвоката, пояснив, что «уважают позицию Самуцевич». Защита обвиняемых, в том числе и адвокат Волкова, также была не против.
Прокурор счел, что в целях обеспечения права Самуцевич на защиту ходатайство следует удовлетворить.
Спланированная акция
В свою очередь потерпевшие заявили суду, что отказ от адвоката — спланированная акция для того, чтобы потянуть время.
«Заявление об отводе адвоката — уловка, попытка добиться переноса дела. Сейчас заседание перенесут, а на следующем о разногласиях заявит другая осужденная», — отметила представитель потерпевших Лариса Павлова. Для предотвращения аналогичной ситуации она предложила обеспечить всех подсудимых адвокатами по назначению.
Адвокаты потерпевших также напомнили, что столь же «надуманные и нелепые предлоги» для переноса заседаний использовались защитой подсудимых и в ходе рассмотрения дела по существу.
Защита потерпевших отметила, что, согласно Кодексу адвокатской этики, адвокат обязан разделять позицию со своим доверителем.
«Какой бы странной и нелепой адвокату не казалась позиция его клиента, он обязан следовать именно ей, это суть адвокатской профессии», — подчеркнул адвокат Алексей Таратухин.
Время отказа смущает
Опрошенные РАПСИ адвокаты отметили, что обвиняемый имеет право отказаться от услуг защитника на любой стадии следствия и суда и по любому поводу, однако их смутило, что отвод Самуцевич заявила непосредственно в день, когда уже должны были рассмотреть кассационную жалобу на приговор.
Защитник Марат Файзуллин отметил, что подобные случаи происходят крайне редко.
«Даже не представляю, какие могут быть здесь мотивы, потому что позиции адвоката и клиента согласовываются перед подачей кассационной жалобы, и к тому же, в самой жалобе излагается та же позиция подсудимого, которая уже звучала на суде первой инстанции», — пояснил Файзуллин.
Он также напомнил, что позиция клиента является обязательной для адвоката, за исключением случаев самооговора. «В ситуациях самооговора адвокат должен действовать вопреки воле клиента», — уточнил защитник.
Коллегу поддержал Владимир Ряховский, который указал, что «несколько странным» выглядит расхождение позиции адвоката и клиентки, поскольку защитник не имеет права придерживаться иной линии, чем его доверитель.
Член общественной палаты Денис Дворников считает, что заявление Самуцевич искренне и связано с усталостью от не приносящего плодов самопиара адвокатов.
«Линия защиты, которую выбрала эта адвокатская группа, далека от классической защиты. Это был элемент паблисити, нежели защиты. Не адвокату же сидеть по итогам вынесенного приговора. У нее, скорее всего, накипело, сидят они не первый месяц, думаю, что хотят выйти. Славы им уже хватит, вся пиар-составляющая достаточна для них, надо и к детям вернуться, вот и сменили пиарщиков на нормальных адвокатов», — считает Дворников.
По его мнению, Алехина и Толоконникова могут в ближайшее время последовать примеру Самуцевич.
Сюрприз для отца и защиты
Отец Екатерины Самуцевич не знает, почему его дочь отказалась от своего адвоката. «Я не в курсе. Я не знаю, что будет дальше», — сказал он.
Защита участниц панк-группы также утверждают, что заявление Самуцевич стало для всех них полной неожиданностью.
«Когда мы встречались с ней, то она не предупредила нас, не было информации, что она собирается отказаться от услуг адвокатов», — сказал Марк Фейгин. Он не мог пояснить, какие именно противоречия между осужденной и ее защитой стали причиной отвода Виолетты Волковой.
Адвокат считает, что косвенно ход Самуцевич может свидетельствовать о давлении на осужденную.
Вместе с тем, в выходные дни защитники на личных страницах в соцсетях сообщали, что Самуцевич намерена сменить адвоката, откуда «всплыла» подобная информация они не указали.
Определить, кто чей адвокат
Кассационная инстанция Мосгорсуда дала Самуцевич десять дней для заключения соглашения с новым адвокатом и определения с ним единой линии защиты. Судья также отметила, что за этот срок Алехина и Толоконникова также должны определиться, кто же представляет в суде их интересы, поскольку в понедельник фигурантки заявили, что их защищают сразу трое адвокатов — Волкова, Полозов и Фейгин — однако у каждого из защитников были ордера на защиту лишь одной подсудимой.
«Подготовьте новые ордера и определитесь, кого именно из подсудимых вы защищаете», — отметила судья.
Она также поинтересовалась у Алехиной и Толоконниковой, полностью ли их устраивает нынешняя тройка защитников и единая ли у них позиция по делу. Фигурантки дела ответили утвердительно.
Эксперты полагают, что суд задал данный вопрос для предотвращения сценария, аналогичного сегодняшнему еще и 10 октября.
Комментариев нет:
Отправить комментарий