На «Дакар» поедут белка, медвежонок и «тревожный рюкзачок»
В конце октября команда «КАМАЗ-мастер» традиционно принимает гостей: в Набережных Челнах журналистам показывают «боевые» машины новой генерации, рассказывают накопившиеся новости и делятся секретами. А секретов хватает! Почему Семён Якубов покинул команду? Во сколько обходится содержание прославленного коллектива? Но главное, «мастера», наконец, объявили состав экипажей, которые примут участие в следующем «Дакаре»!
Сюрприза не произошло. Новое руководство команды (напомним, после ухода Семёна Якубова бразды правления коллективом принял 7-кратный чемпион «Дакара» Владимир Чагин) не стало менять стратегию, принятую в прошлом сезоне, и на четырёх боевых грузовиках снова поедет камазовская молодёжь, которую представляют Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, Андрей Каргинов и Антон Шибалов. Первые трое отправятся утюжить дакаровский маршрут под прикрытием многоопытного Ильгизара Мардеева (ему уготована привычная роль «быстрой технички»), а вот Антон Шибалов...
С того момента, как «Дакар» переехал на территорию Латинской Америки, по классическому африканскому маршруту марафона с непременным финишем в столице Сенегала проводится совсем другая гонка — Africa Race. И если раньше камазовцы игнорировали «Африку», предпочитая «официальный» «Дакар», то теперь решили откатать и гонку на Чёрном континенте. Правда, всего одним экипажем под командованием Антона Шибалова, которому помогут штурман Яковлев и механик Сотников.
Но для «КАМАЗ-мастера» африканский марафон — это скорее тренировка, чтобы подготовить достойных гонщиков, нежели «взрослая» борьба за места на подиуме. А всё потому, что Africa Race пока пользуется популярностью только среди небогатых частников, которым не по карману доставка техники в Латинскую Америку. Впрочем, не исключено, что вслед за россиянами интерес к этому ралли-рейду проявят и другие заводские команды: если нынешнее издание «Дакара» запомнится таким же числом скандалов, что и прошлое, сильные гонщики могут променять Америку на «Африку».
Только честная игра?
Впрочем, понимая, что скандалы не украшают «Дакар», его организаторы пытаются сделать регламент максимально прозрачным. Помните, как команду Iveco «поймали» на запредельных ходах подвески? Тогда организаторы попросту попросили камазовцев «не затевать скандал»... В этом году подобные эксцессы не должны повториться: на каждую стойку подвески каждой машины комиссары наденут ограничительные ленты. Порвал ленту — получи 15 минут штрафа за превышение разрешённого хода подвески!
Кстати, прошлогодние «нарушители» — команда Iveco — являются основным претендентом на подиум. В этом году итальянцы, которые считают участие в культовом марафоне очень хорошей рекламой серийных грузовиков (недавно ивековцы посвятили своей победе на «Дакаре-2012» выпуск 502 строительных самосвалов модели Tracker в комплектации Dakar Limited Edition), готовы выставить шесть (!) экипажей. Неужели грядущий марафон пройдёт под флагами Iveco и КАМАЗ? С таким раскладом не согласны команды MAN и Ginaf, которые всерьёз рассчитывают побороться за победу.
А вот грузовиков марки Tatra болельщики, похоже, больше не увидят — Алеш Лопрайс, лидер чешской команды, уходит под знамёна MAN. Что, впрочем, не сюрприз: свою боевую машину, новенький капотник Jamal, Лопрайс разбил на прошлом марафоне, после чего быстрого гонщика пригласили мановцы. Это случилось перед стартом ралли-рейда «Шёлковый путь», и российскую гонку племянник 6-кратного победителя «Дакара» проехалза баранкой немецкого грузовика.
То, что доктор прописал!
Вообще, авария Лопрайса-младшего наделала шума. Напомним, что после тяжёлого спецучастка Алеш доверил руль механику, чтобы немного отдохнуть, но экипаж, включая водителя, задремал! «Машина была разбита до неузнаваемости, — скажет потом казахский гонщик Артур Ардавичус, первым подоспевший к месту аварии. — Алеш Лопрайс лежал снаружи с открытыми глазами, шевелился, только жаловался на боль в спине. Один, это был их штурман, — ходил невредимый. А механик, который был за рулем, лежал без движения с открытой черепно-мозговой травмой...». К счастью, все остались живы!
После этого многие возмутились: зачем организаторы делают спецучастки такими тяжёлыми, что гонщики спят на перегонах? И где гарантия, что такое не повторится с другими спортсменами? На это камазовец Айрат Мардеев отвечает: «Это ошибка самого Лопрайса, на перегонах мы никогда не меняемся — и дорожную секцию, и спецучасток едет пилот! Механику нельзя доверять руль: он не высыпается, поскольку обязан ежедневно ремонтировать машину, а ремонт заканчивается под утро...».
Может, спортсмены спасаются энергетиками? Нет, во время гонки камазовцы употребляют только воду, а энергетики разрешено пить исключительно на бивуаке. И никаких стимуляторов! Хотя конкуренты уверены, что перед стартом наши ребята глотают горсти таблеток — иначе невозможно объяснить, каким образом российские гонщики побеждают на грузовиках, у которых и подвеска крайне жёсткая, и кабина на раме закреплена намертво. Так что призовые места — это исключительно результаты тренировок, силы воли и физических упражнений по методике доктора Бубновского.
Цена победы
Впрочем, многие считают, что залог успеха команды — баснословные гонорары, которые платят гонщикам и менеджерам команды. Но это — только слухи. Знаете, каков годовой бюджет всего «КАМАЗ-мастера»? По словам бывшего камазовца Фирдауса Кабирова, на содержание всей дружины уходит... не больше 3 миллионов евро! А теперь давайте вспомним, что махачкалинский «Анжи» перекупил Юрия Жиркова у лондонского «Челси» за 15 миллионов евро. Как говорится, без комментариев.
Также камазовцев критикуют за то, что гоночный «КАМАЗ» слишком сильно отличается от серийной техники. Об устройстве спортивного грузовика мы подробно рассказывали и можем резюмировать: да, коробка передач и мосты действительно выпущены за границей. Но, во-первых, трансмиссия ZF ставится и на обычные машины, во-вторых, техника конкурентов — это также собранные в единственном экземпляре авто! Давайте посмотрим на «носатый» Iveco: мосты — Sisu, передок сделан из углепластика, мотор Iveco форсирован до 850 «лошадей», а подвеска заменена на полностью оригинальную. И где здесь серийный грузовик?
Что касается «КАМАЗов», которые поедут на «Дакар-2013», то они отличаются от прошлогодних машин немногим. Стали надёжнее двигатели (слабые звенья моторов ЯМЗ, поршни и шестерни, заказали не в Ярославле и не в Тутаеве, а на совсем другом заводе), слегка изменились настройки подвески, а ещё распределение тормозных усилий между осями отныне можно менять во время гонки — таким образом инженеры пытаются победить извечный перегрев задних тормозов.
Белка, медвежонок и «тревожный рюкзачок»
Моторы и коробки передач, секунды и отыгранные позиции... За механической начинкой грузовиков и борьбой за призовые места скрываются живые человеческие эмоции. А то, что гонщики не роботы, подтверждают интерьеры гоночных грузовиков. У Айрата Мардеева за креслом висит белочка — мягкая игрушка, подаренная сестрой, а на обшитой замшей баранке красуется написанное маркером послание от жены: «Я с тобой, мой родной!». Эдуард Николаев возит игрушечного медвежонка... Только Андрей Каргинов не рассказал про свой талисман: «Нет, никаких игрушек и сувениров не вожу! А зачем?».
Если наличие талисмана — дело сугубо личное, то иметь «тревожный рюкзачок» обязан каждый член экипажа! Там лежат небольшие наборы продуктов и медикаментов, накидка из термоизоляционного материала, деньги и документы, а также прочие вещи, которые пригодятся, если машина потеряет способность к передвижению — сломается, попадёт в аварию или... полностью сгорит. При этом рюкзак разрешается комплектовать личными вещами: говорят, все камазовцы укладывают туда семейные фотографии.
И ещё интересный факт. Грузовик Владимира Чагина, на котором 7-кратный чемпион «Дакара» стал обладателем своего последнего титула, не передали другому гонщику! Он припаркован перед научно-техническим центром команды и время от время служит тренировочной машиной для молодёжи. Но все наклейки победного «Дакара-2011» сохранены, и когда на одном из стикеров оторвался уголок, Владимир Геннадьевич заказал в типографии наклейку целиком, от которой отрезал недостающий кусочек. А почему не заменили «подбитый» камнем задний мост? «Чагин сказал ничего не трогать», — отвечают механики.
Возвращение блудного казаха
В этом сезоне, как и годом ранее, камазовским механикам предстоит обслуживать и «клиентский» грузовик Артура Ардавичуса, который выступает за коллектив «Team ASTANA». На прошлом «Дакаре», кстати, машину команды из Казахстана не называли клиентской: после того, как гонщики «КАМАЗ-мастера» потеряли надежды прорваться в тройку лидеров (Эдуард Николаев и Айрат Мардеев сошли, а Андрей Каргинов безнадёжно отстал), Семён Якубов «задним числом» зачислил быстрого казаха под свои знамёна.
При этом Ардавичус оказался единственным из «камазистов», кто не испытывал проблем с двигателем! Движки ЯМЗ на машинах Николаева и младшего Мардеева попросту рассыпались, жаловался на мотор и Каргинов, и только штатовский Cummins, которым оснащён грузовик Артура, не доставлял никаких проблем. «От агрегатов ЯМЗ мы отказываться не планируем, — опровергли слухи про смену мотора члены команды. — У „американца“ не слишком удачные для ралли-рейдов характеристики, он сложнее и тяжелее... Так что будем ездить на этих движках, пока организаторы не ужесточат требования по экологии».
Но если мотором Ардавичус доволен, то самой машиной — не очень: на прошедшем «Шёлковом пути» гоночный «КАМАЗ» досаждал казаху поломками, и, поговаривают, после этого «арендатор» решил сменить российский грузовик на иномарку. Мы не берёмся обсуждать правдивость этих слухов, но факт остаётся фактом: до последнего момента менеджеры «КАМАЗ-мастера» не знали, поедет ли Ардавичус на «Дакар» вообще и воспользуется ли услугами российской команды, в частности.
Куда ушёл Якубов?
Минувшим летом бессменному рулевому камазовской дружины, Семёну Якубову, исполнилось 65 лет — предельно допустимый возраст для руководителя, поэтому Семён Семёныч покинул команду. Но неужели гениальный тренер не помогает команде? Зная неуёмный характер этого человека, мы предположили: перед отправкой машин на культовый марафон Якубов наверняка днюет и ночует на базе команды! Но... в научно-техническом центре бывшего тренера мастеров мы не встретили.
«Ему не положено здесь находиться», — отрезали на проходной. Вообще, прощание со словами «тяжёло уходить, когда есть силы» выглядит странным: в один голос члены команды говорят, что им катастрофически не хватает мудрых советов бывшего тренера, но сам Семён Семёныч, проезжая мимо камазовского техцентра, внутрь не заходит... «Многим не нравилась самостоятельность Якубова, поэтому 65 лет — только повод для отставки, — поделился мнением один из членов команды. — Нам посоветовали дать тренеру отдохнуть. Кто посоветовал? Я этого сказать не могу. Но поверьте, Семён Семёныч не устал».
Так что «Дакар» и «Африка» станут первыми гонками, куда «КАМАЗ-мастер» отправится без Якубова — читай, без опытного дипломата, который знает, как реагировать на хитрые уловки и откровенные провокации со стороны соперников и организаторов. Хватит ли опыта Чагину провести команду через грядущие проблемы двух сложнейших гонок? Увидим через пару месяцев: «Африка Рейс» стартует 28 декабря и финиширует 9 января, а «Дакар» пройдёт на неделю позже — с 5 по 20 января.
Алексей Кованов
Комментариев нет:
Отправить комментарий