На Тушинском аэродроме в сотне метров от бетонной чаши строящегося стадиона «Спартак» под снегом и дождем продуваемые всеми ветрами стоят два ряда разношерстных кресел. Рассказывают, что время от времени на них с ногами забираются солидные мужчины в касках и начинают прыгать. Это тест на выживание. Стоят они так уже пару лет, и через год из тех образцов, что докажут свою стойкость, будут заказаны более 40 тысяч сидений для всей арены.
Примерно столько и строится стадион «Спартак». И у него есть все шансы стать самой быстро возведенной из всех футбольных арен, которые должны появиться в России к Чемпионату мира 2018.
Экскурсионная программа
Образцы VIP-кресел находятся уже под защитой стен штаба строительства. Кожистые сидения яркого красного цвета, на спинках некоторых размещена эмблема «Спартака», при этом на подлокотниках каждого нашлось место для пивных подстаканников — как на креслах в кинотеатрах. Пиво на российских стадионах пока вне закона, но работа в этом направлении ведется не только в недрах Минспорта, и о будущем стоит подумать уже сейчас, тем более что оно не такое уж далекое.
Первый матч на своей собственной арене «Спартак» собирается провести уже в 2014 году. За четыре года до домашнего для России чемпионата мира. К этому моменту вокруг «Спартака» появится абсолютно новая инфраструктура, которая будет включать в себя не только разнообразные спортивные сооружения, но и современные транспортные развязки и мост через Москву-реку в Строгино. «В проекте даже указано точное количество и расположение деревьев и кустов», — уточняет главный инженер Александр Шишло. В его сопровождении «Московские Новости» полтора часа и изучали стадион, которому через год, как только разберут «Лужники», предстоит хотя бы на время стать главным в стране. «Экскурсии бывают часто, — признается Александр Львович. – Приезжают футболисты “Спартака”, ветераны, зарубежные делегации…»
Также еженедельно проводятся оперативные совещания по ходу строительства под руководством нашего гендиректора Андрея Арнольдовича Федуна. Раз в месяц итоги подводит сам Леонид Арнольдович Федун (президент и основной акционер клуба – прим.ред), вместе с Валерием Карпиным.
Равнение на «Запад»
На дне чаши стадиона уже сейчас при достаточно богатом воображении можно почувствовать себя полевым игроком. Лязг и грохот подъемных кранов и экскаваторов – как шум секторов. Со всех сторон уже нависают трибуны. Каждую из них планируется назвать в честь кого-то из спартаковских легенд – братьев Старостиных, Черенкова, Дасаева, Симоняна, Бескова… Но легенд слишком много, а трибун всего четыре, и пока их именуют сухим протокольным языком техдокументации: Север, Юг, Восток и Запад.
Три первых из них — для болельщиков. Четвертая, Западная — для VIP-персон. Перед ней и будут находиться скамейки запасных. На самой трибуне есть только нижний ярус секторов, внутри которого разместятся раздевалки команд и небольшой спортивный зал, где игроки смогут разминаться перед выходом на поле.
Над ними стеклянной стеной будут выситься офисы, комментаторские кабины, рестораны и пресс-ложа. А также резиденции чиновников ФИФА и президента футбольного клуба «Спартак». «Место, где именно разместится ложа нашего президента — пока тайна, но оно будет лучшим на стадионе», — говорит главный инженер. Однако и без точной наводки догадаться нетрудно: Леонид Федун будет смотреть футбол из самого центра Западной трибуны.
Сам Александр Львович уже выбрал себе места на противоположной трибуне — Восточной. «Вон там, с внуками будем сидеть, поближе к самому полю, — показывает он вперед, туда, откуда только что отъехал по рельсам подъемный кран. — С Восточной отлично видно, но если пригласят в гости на VIP-трибуну, мы не откажемся!»
Сам Александр Львович уже выбрал себе места на противоположной трибуне — Восточной. «Вон там, с внуками будем сидеть, поближе к самому полю, — показывает он вперед, туда, откуда только что отъехал по рельсам подъемный кран. — С Восточной отлично видно, но если пригласят в гости на VIP-трибуну, мы не откажемся!»
1200 свай
Проектом предусмотрены и лифты и пандусы для людей с ограниченными возможностями. «А на всех подтрибунных пространствах, на “нулевой” и “девятиметровой” отметках, будут открыты кафе, а также сувенирные лавочки с атрибутикой. “Видите площадки, — показывает Александр Шишло бетонные основания, — здесь и будут смонтированы кафешки. — Человек подошел к „точке“, его сразу обслужили. Здесь же рядом будут стоять столики. А под трибунами уже выделено место и для клубного музея „Спартака“.
Стадион
А пока под трибунами выделяются огромные столбы — на них и держится вся арена. „Стадион возводится в пойме реки, а это подразумевает сложную геологическую ситуацию. Именно поэтому в проекте заложено очень серьезное основание фундамента: 1200 буронабивных свай диаметром до 1200 миллиметров“, — рассказывает главный инженер.
Этими сваями, похоже, на стадионе „Спартак“ принято гордиться особенно. „В моей практике строительства такого масштаба еще не было. Вместе с моим командиром Александром Федоровичем Шмырко строили мы различные объекты и военные и гражданские, но здесь с самого начала необычность в том, что приходилось перерабатывать все. Создавать с нуля! — подчеркивает Александр Шишло. — Представьте сваи высотой 26 метров! Это действительно впечатляет!“
На эти сваи опираются фундаменты, которые, в свою очередь, держат основную монолитно-железобетонную конструкцию. Конструкция специально сделана таким образом, что даже если одна свая выйдет из работы, то нагрузка фундамента будет перераспределена на другие. Планируется, что к концу декабря возведение каркаса арены полностью завершится. А это значит, что внутри чаши арены все будет готово для установки кресел для болельщиков.
Электронный фейс-контроль
Электронный фейс-контроль
Но до этого момента стадион „Спартак“ обзаведется крышей. Козырек будет держаться на мощных металлических фермах, с пролетом 240 на 200 метров, которые будут опираться на шахты лифтов. „Далее все закроется поликарбонатом, который будет пропускать естественный свет и тепло и защищать от атмосферных осадков“, — объясняется Александр Шишло. А фасады стадиона раскрасят в красно-белые цвета — дизайнерский проект уже готов.
Работы по возведению стадиона „Спартак“ ведутся с 2010 года. И за это время, помимо каркаса арены, уже построены все подводящие коммуникации. Остается только сделать подключения к городским сетям и внутренние разводки. „Все уже предусмотрено, туалеты, например, будут теплые, рассчитанные на круглогодичную работу. Рассчитано с запасом, чтобы не было никаких очередей, — отмечает Александр Шишло. — Эвакуационные мероприятия, тоже проработаны. Полностью эвакуация со стадиона должна занять 8 минут. Также внедрены самые передовые противопожарные системы“. А плюс к ним еще и система электронного фейс-контроля. „Если человек себя проявил как хулиган, то на него будет заведено досье, и система перед ним поставит блок“, — объясняет Шишло упрощенную систему действия технологии.
По предварительным оценкам, стоимость стадиона выйдет на сумму в 300-350 миллионов евро. Однако, помимо самой арены, предусмотрена и большая работа по созданию спортивной, а также транспортной инфраструктуры. Поднявшись на самую высокую точку стадиона — на высоту 28 метров, Александр Шишло показывает вид, который открывается со стадиона на бывший Тушинский аэродром. Вагончики метрах в трехстах служат ориентирами будущих выходов из законсервированной еще в 1970-х годах станции метро, вестибюль которой находится на перегоне между „Щукинской“ и „Тушинской“ — Таганско-Краснопресненской линии подземки. Уже сейчас на схемах метро название новой станции обозначено как „Спартак“.
„А там, где деревья у реки, там будет построена база команды, куда она переедет из Тарасовки“, — объясняет главный инженер. Похоже, что у владельцев мощных биноклей и квартир в Строгино будет инсайдерская информация о тренировочном процессе.
„А там, где деревья у реки, там будет построена база команды, куда она переедет из Тарасовки“, — объясняет главный инженер. Похоже, что у владельцев мощных биноклей и квартир в Строгино будет инсайдерская информация о тренировочном процессе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий