Интервью Дмитрия Медведева: итоги года перед концом света
Премьер Дмитрий Медведев рассказал, как и на что государство тратит деньги, почему всплыли коррупционные скандалы и стоит ли бояться конца света.
Глава правительства подвел итоги года в большом интервью для пяти телеканалов, отвечая на вопросы об экономике, политике, новых законодательных инициативах и последних событиях в стране. Фрагменты разговора с премьером — в материале корреспондента «Вестей ФМ» Николая Осипова.
Каждый год по своему уникален, заметил премьер в самом начале разговора, и темы в каждом таком предновогоднем интервью всегда звучат по-особенному. Есть традиционные, как, например, экономика. Дмитрий Медведев в прямом эфире объяснял, на что и куда тратит деньги государство. Военные расходы велики, но они не самые большие, социальные траты еще более серьезны, но самое главное — деньги у государства есть:
«Если говорить о социальных делах, в бюджете запланированы приличные средства. Например, на программы здравоохранения запланировано практически 50 миллиардов рублей, на программы образования — 40 миллиардов рублей. Это позволяет выполнять не только задачи, связанные с переоснащением наших лечебных учреждений, но и увеличить зарплату — то, что мы и планировали делать и для педагогов, и для врачей. Такая цель поставлена, она будет реализована не в течение одного года, но в течение, скажем, этого года мы доведем заработную плату педагогов до средней по соответствующему субъекту федерации, по территории».
Премьер объяснил, что если оборонка финансируется целиком из федерального бюджета, то медицина и образование получают деньги из региональных бюджетов, в совокупности социальные направления обходятся государству значительно дороже военной сферы. Еще одна практически всегда актуальная тема — это будущие пенсии, каким они будут, накопительная или распределительная система нужна россиянам. И что за ошибки в расчетах привели к тому, что система опять нуждается в реформе, а накопительная часть пенсии, оказывается, не обеспечивает высоких выплат. Дмитрий Медведев и здесь подробно разъяснял, что происходит. Экономические расчеты не оправдали ожиданий, оказалось, что запланированные доходы не позволяют повышать выплаты:
«При нынешней системе накоплений пенсия гражданина 1966 года, которая не включает в себя накопительный элемент, получается на 15% больше, чем пенсия гражданина, который родился в 1967 году и, соответственно, в последующих годах. То есть получается, что пенсия трудовая с накопительным элементом меньше чисто распределительной. Слушайте, зачем же тогда накапливали? Это точно нужно поправить!».
От накопительной схемы отказываться не будут, но лучше, чтобы она была как на Западе, — добровольной. И премьер посоветовал каждому россиянину буквально на бумажке рассчитать, что ему выгоднее.
Безусловно, этот разговор с премьером был бы не полным, если бы Дмитрия Медведева не спросили о недавних коррупционных скандалах. На первом плане — история вокруг Министерства обороны и экс-министра Анатолия Сердюкова, к нему сейчас много внимания, в том числе негативного, еще больше к его бывшим подчиненным, но премьер напомнил о статусе Сердюкова:
«Он пока не является даже участником этого процесса. Идёт следствие, пусть оно разберётся, установит объективную истину по делу, при том, что в конечном счёте решение или окончательное определение того, кто виновен, а кто не виновен, принимает не следствие, как известно, а суд».
При этом премьер напомнил, что именно при Сердюкове была проведена значительная часть армейских реформ, выросли доходы военнослужащих, сдвинулся с мертвой точки вопрос с выдачей жилья. И, тем не менее, антикоррупционная тема не была закрыта, скандалы сотрясают не только оборонное ведомство, но и другие госструктуры. Что это, начало масштабной кампании или случайность, интересовались журналисты:
«Мы впервые за российскую историю — подчёркиваю, не новейшую историю, не советскую историю, а российскую историю — сформировали антикоррупционное законодательство, присоединились к иностранным (международным) антикоррупционным конвенциям. Многим казалось, что это ритуальные вещи, что законодательство приняли, а ничего делать не будут, никаких дел не случится, что всё это просто, по сути, формальные моменты. Ничего подобного! Количество рано или поздно переходит в качество. И то, что произошло, на мой взгляд, является как раз совпадением двух трендов: первый — это общественный запрос на борьбу с коррупцией, потому что люди хотят, чтобы власть очистилась, чтобы она предъявила результаты борьбы с коррупцией, и нормативные основы, необходимые для этого. Кроме двух этих факторов, конечно, нужна ещё политическая воля, и когда происходит совпадение этих трёх моментов, начинается реальная борьба с коррупцией. И я уверен, что то, что произошло, это не случайность — это начало многотрудной работы по искоренению коррупции в нашей стране».
В разговоре премьер дал понять, что разоблачения среди чиновников далеко не всегда становятся сюрпризом в Кремле и Белом доме. Премьеру и президенту поступает информация, и часто эти сообщения превращаются в уголовные дела. Дмитрий Медведев при этом признал, что такие скандалы бьют в первую очередь по власти, но это нестрашно — честность выше репутационных потерь.
Достаточно детально премьер пояснил, почему не стоит бояться недавно принятых законов об НПО и иностранных агентах, о клевете, митингах, госизмене и нарушениях в Интернете. В этом году и правительство, и Думу часто критиковали за это, называя документы ужесточающими. Но Дмитрий Медведев напомнил, что в итоге никто не может назвать конкретных примеров того, чьи права были ущемлены этими законами. Новые правила митингов обеспечивают большую безопасность их участников, ограничения в Интернете обернулись удалением ряда незаконной информации, но не привели к закрытию сайтов. Еще один закон, который был вынесен на обсуждение, на днях будет дорабатываться, речь о наказании за пьянство за рулем. Премьер предложил штрафовать злостных нарушителей на полмиллиона рублей, в парламенте хотят снизить планку до 200 тысяч. Очевидно, что нужна дискуссия, поиск удобного для всех варианта, но сам премьер считает, что вариант с легализацией допустимого уровня промилле для водителей в России недопустим.
Уходящий год стал годом рождения новых партий — еще одна тема для беседы с премьером, который остался доволен этой политической либерализацией, признав, что она стал реакцией на запросы общества. Разумеется, еще потребуется время на развитие новых политических сил, но они несомненно появятся:
Медведев: «Мне часто доводилось слышать мнение о том, что России надо создавать партийно-политическую систему на манер США. Я с этим абсолютно не согласен, потому что у нас и общество другое, и набор политических привычек другой. Мне кажется, нам гораздо более близки европейские политические традиции, когда есть 5-7 партий, которые оказывают прямое влияние на то, что происходит в стране, иными словами, за них голосуют. Пока система у нас состоит из 44 партий, которые зарегистрированы, из них четыре партии являются парламентскими».
Больше внимания к партийной работе премьер советовал уделить и оппозиционерам, в том числе тем, кого называют несистемными. Это повысит их личную ответственность перед теми, кто за ними идет.
Отдельно премьера спросили о самых громких и порой драматичных событиях уходящего года. Сергей Брилев обратился к трагическим событиям в Нальчике. Убийство журналиста Казбека Геккиева: преступники должны быть найдены или уничтожены, заметил Медведев, выразив соболезнования родным и коллегам погибшего:
«Это, конечно, очень печальное событие, и, пользуясь этой возможностью, я хотел бы ВГТРК и всем близким Казбека Геккиева принести свои соболезнования, я вчера узнал об этой новости из СМИ. К сожалению, то, что произошло, — это реальная угроза дестабилизации, которая означает, что нам еще очень многое нужно предпринять, чтобы на Кавказе был мир и порядок. Погиб обычный, по сути, журналист, насколько я понимаю, я спрашивал у Олега Борисовича Добродеева перед тем, как войти в студию, я знаю, он ездил на похороны… Чем занимался коллега? Он просто вел программу передач. Это означает, что бандиты перешли к действиям, которые направлены на репрессии против обычных людей, против журналистов, не против сотрудников правоохранительных органов или государственных деятелей, должностных лиц, а против обычных журналистов — они пытаются запугать. Конечно, это очень печально. Абсолютно необходимо, чтобы следствие по этому делу было доведено до конца».
Ближе к финалу разговора, гостю припомнили недавно сказанную фразу о его готовности вновь стать президентом России. Глава правительства подтвердил свои слова, тем более, что возраст позволяет еще много работать:
«Хочу сказать следующее: о том, что я пока не закрываю для себя никаких возможностей, я сказал не недавно, а практически сразу же после того, как выступил с инициативой предложить Владимира Владимировича Путина на должность президента, потому что считал и считаю что это правильное решение. В определенной политической ситуации у него были лучшие шансы для избрания президентом нашей страны, и он этого избрания добился. Я считаю, что это хорошо. С другой стороны, я еще не очень старый политик, у меня есть какой-то ресурс во времени. Почему я должен закрывать для себя какие-то возможности? Другое дело, и я об этом говорил неоднократно, что это будет связано с моими личными желаниями в конкретный момент, я никаких годов не называл, обращаю внимание, и что еще, конечно, гораздо важнее, с представлениями людей: хотят ли они этого. Этим и буду руководствоваться».
В целом, премьер откровенно признался, что доволен тем, как сложилась его жизнь, доволен своей работой, считает ее интересной. А вот что до обещанного конца света, то его ждать не стоит, лучше готовиться к Новому году, он точно наступит уже скоро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий