Высокий суд Лондона в пятницу отказал Борису Березовскому в удовлетворении исковых требований к Роману Абрамовичу в деле о продаже активов ряда российских компаний в начале 2000-х годов. Свое решение объявила в пятницу судья Элизабет Глостер, сообщает РИА «Новости».
«Я отклоняю иск господина Березовского в отношении компаний “Сибнефть” и “Русал”», – заявила она, передает «Интерфакс».
Как отмечает ИТАР-ТАСС, Березовский находился в зале суда – сидел, подперев рукой голову. Абрамовича на заседании не было – его представляла команда юристов и помощников. По имеющейся информации, он находится за пределами Соединенного Королевства.
В кулуарах суда отмечают, что в столь сложном деле судья «не поверила Березовскому».
Российский адвокат истца Андрей Боровков заявил РАПСИ после оглашения приговора, что Высокий суд Лондона не смог разобраться в том, как строился в России бизнес в 2000-х годах. «Я, как представитель Березовского, не могу сказать, что решение законное и обоснованное. Достаточно затруднительно, на мой взгляд, лондонскому суду разобраться в истории России 2000-х годов. В частности, на судебном процессе судье пришлось узнать такие понятия как “крыша” и “кинуть”», — считает Боровков.
Он убежден, что его клиент обжалует данное решение. Что касается перспектив аналогичного разбирательства в России, то, по мнению защитника, Березовский не будет обращаться с таким иском в суды РФ.
Судебная история бизнесменов с самого начала обещала быть красочной и запоминающейся. Разбирательство «Березовский vs Абрамович» по размеру исковой суммы и расходам на адвокатов является одним из крупнейших в британской и мировой судебной практике. В частности, Березовский потратил на адвокатов более 100 млн фунтов (160 млн долларов).
Суть иска состояла в следующем: опальный олигарх обвинил владельца «Челси» в нарушении доверия и контрактов, в частности, в том, что в 2000 году Абрамович заставил его продать долю в нефтяной компании «Сибнефть» за «малую часть ее истинной стоимости», передает ВВС.
В иске также фигурировала другая российская компания – Русал. Березовский вменял в вину Абрамовичу и то, что тот продал Олегу Дерипаске пакет акций Русала. Как утверждает истец, это привело к понижению стоимости акций этой компании, которыми владел Березовский.
В качестве компенсации опальный олигарх потребовал от владельца английского футбольного клуба «Челси» более 5,5 млрд долларов.
Роман Абрамович же утверждает, что Березовский никогда не владел долями в этих компаниях. Бизнесмен уверяет, что выплаты, которые он делал в пользу Березовского, были платой за «политическую крышу». Последний крупный перевод в 1,3 млрд долларов (по версии Березовского – плата за его 25-процентную долю) Абрамович объяснил желанием «купить себе свободу».
Добиться этих выплат от Абрамовича Березовский пытался аж с 2007 года, однако в течение нескольких лет он даже не мог вручить ответчику повестку. Получилось это совершенно случайно: проезжая мимо лондонского бутика Hermes, Березовский заметил, как Абрамович заходит в магазин. Необходимые бумаги у него оказались с собой. Прорвавшись через охрану Абрамовича, Березовский бросил пакет с документами ему под ноги.
Не менее красочными и эмоциональными были и выступления адвокатов на самом процессе, который начался в октябре 2011 года, сообщают "Ведомости". В частности, адвокат Березовского Лоуренс Рабинович во вступительном слове заявлял, что Абрамович и Березовский были друзьями и «работали вместе, чтобы приобрести актив, то есть Сибнефть, который сделал бы их настолько богатыми, что большинству людей такое не могло бы привидеться в самых смелых мечтах». Однако Абрамович, по его словам, «предал и шантажировал» своего друга и партнера, когда тот лишился благосклонности Кремля.
В свою очередь, адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн заявлял на суде, что постсоветская Россия была «европейским Диким Западом» – местом, где исчез закон, власти потерпели поражение, полиция была коррумпирована, а суды в лучшем случае непредсказуемы. Березовского он назвал «крестным отцом» тогдашней российской политики, к которому Абрамович обратился, так как «нельзя было заниматься бизнесом, не имея выхода на власть».
Абрамович стал владельцем Сибнефти в рамках «коррупционной» сделки, признал Сампшн: Березовский в середине 1990-х годов уговорил президента Бориса Ельцина создать Сибнефть из двух государственных компаний и приватизировать ее так, чтобы она оказалась у Абрамовича.
Согласно условиям сделки Сибнефть следовало использовать как источник финансирования телеканала ОРТ, который Березовский тогда контролировал. В свою очередь, ОРТ, которое позднее превратилось в Первый канал, должно было поддержать Ельцина во время президентских выборов 1996 года, описывал договоренности Сампшн. По утверждению стороны Абрамовича, Березовский не вложил в компанию ни цента и не принимал участия в управлении.
К слову, британцы долго не могли понять, что значит это слово «крыша», а найти подходящий термин на английском участники процесса просто не смогли. Теперь термин krysha прочно вошел в лексикон английских юристов. Трудности перевода возникали даже у россиян. Когда в суде представили аудиозапись переговоров в аэропорту Ле Бурже между Березовским, Абрамовичем и Бадри Патаркацишвили, часть используемых в беседе терминов не смогли понять даже соотечественники.
Адвокат юридической компании «Налоговик» Антон Соничев изначально сомневался, что судья вынесет решение в пользу Березовского. «На мой взгляд, для судьи было несколько необычно слышать об оформлениях корпоративных правоотношений и сделок с капиталом компаний в устной форме, о чем ей докладывали адвокаты сторон», – сказал он в интервью газете ВЗГЛЯД.
При этом эксперт добавил, что истец этому вряд ли огорчится. «Самое главное – это то, что в Высоком суде Лондона много слышали о политическом прошлом беглого олигарха. Следовательно, отказ судей выдать Березовского российской Генпрокуратуре по политическим мотивам еще раз, хоть и косвенно, подтвержден в суде. Это значит, что наши прокуроры никогда не смогут лично предъявить обвинение олигарху», – сказал он.
Юристы склоняются к мнению, что этот судебный процесс – в чистом виде выяснение отношений между двумя олигархами, которые сформировали свои капиталы с приходом в Россию свободного рынка. «Британский суд используется в качестве инструмента и придания легитимности этим “разборкам”. Если бы мы попросили оценить истца и ответчика с точки зрения народной мудрости, то вывод был бы однозначным: “рыло у обоих в пуху”», – сообщила газете ВЗГЛЯД управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам» Ольга Пономарева.
На ее взгляд, с юридической точки зрения этот процесс может быть «верхушкой айсберга»: в России реальные владельцы активов часто скрыты за «держателями» – лицами, которые для общественности юридически являются акционерами. «При таких условиях ведения бизнеса отношения, как правило, джентльменские, когда верят на слово. Вполне возможно, что Березовский, который юридически никогда не был акционером Сибнефти, был на самом деле ключевым игроком, и об этом было какое-то соглашение между акционерами. Но это соглашение не было публичным», – предположила юрист.
Причины вынесения скандала в публичную и судебную плоскость могут быть очень просты. «Березовский в Лондоне мог просто заскучать, ему захотелось публичности и внимания к собственной фигуре или просто развлечься с помощью британского правосудия», – сказала Пономарева.
«Я предполагаю, что стратегической целью Березовского является желание “насолить” нынешним властям, у которых он и так в опале. Контроль он, таким образом, себе не вернет, а душу потешит. Политики, депутаты и политологи Березовского не без оснований называют “величайшим политическим авантюристом международного класса”, – заключила она.
Комментариев нет:
Отправить комментарий