воскресенье, 10 февраля 2013 г.

Грехи автопрома: всемирная история плагиата


Грехи автопрома: всемирная история плагиата

Подделок и нелицензионных копий в истории автомобильных компаний было куда больше, чем может показаться. Отличились в этом плане не только китайские, но и отечественные предприятия. Авто@Mail.Ru вспоминает самые громкие случаи пиратства в автопроме.
В прежние годы никого не смущало название «Советское шампанское», а сегодня мы не удивляемся тому, что в магазинах продают китайский Lois Vuitton, а по радио звучит русский рэп. В основе любой отрасли и любого искусства лежит копирование, лучшие идеи получают широкое распространение в самых разных произведениях «по мотивам». Сегодня, наверное, ни про одну автомобильную марку не скажешь, что она владеет уникальными ноу-хау: удачные находки в той или иной форме взяты на вооружение всеми производителями. Но это не отменяет того факта, что некоторые творения являлись самыми натуральными подделками, которые, как китайские «реплики» Айфонов, претендовали лишь на внешнее сходство с оригиналами, уступая им по всем параметрам.

Советские пираты

Начиная с середины 60-х годов советские машины создавались с прицелом на экспорт, поэтому все разработки проходили патентную экспертизу на предмет нарушения чужих авторских прав. Но до этого отечественные конструкторы без особого стеснения повторяли дизайн успешных зарубежных моделей, а также заимствовали отдельные узлы и агрегаты. Порой копии создавались бездумно, и инженеры не до конца понимали смысл тех или иных решений. Это очень похоже на то, что мы видим сегодня в работах китайского автопрома.
К таким примерам можно причислить появившиеся в годы Великой Отечественной войны «советские Виллисы» — ГАЗ-64 и ГАЗ-67. За образец был взят американский внедорожник Bantam BRC40, на основе которого создавался и легендарный Willys MB. Нарком тяжелого машиностроения Вячеслав Александрович Малышев распорядился копировать заокеанский образец настолько скрупулезно, что мосты, изначально взятые от ГАЗ-61, пришлось специально укорачивать, чтобы колея советского джипа совпала с колеей Бантама. Это, кстати, не давало никакого выигрыша в проходимости, а лишь усложнило разработку. Впоследствии, создавая ГАЗ-67, колею все-таки расширят. Прочитать об истории создания легендарного внедорожника Jeep, также ведущего свою родословную от Bantam BRC40, вы можете в материале «Неизвестный солдат».
 Bantam BRC40
Увеличить
 ГАЗ-64 
Увеличить
 ГАЗ-67
ГАЗ-67, который появился в 1943 году, во время войны сыграл не очень большую роль: до 1945 года произвели всего 5 000 машин. Гораздо большее распространение в советской армии в военные годы получили иностранные аналоги — Willys MB, — которые поступали по ленд-лизу
Легенда гласит, что лимузин ЗИС-110, запущенный в производство в 1945 году, был так похож на американский Packard, потому что Сталин был поклонником этой марки. Историки автопрома впоследствии утверждали, что внешние кузовные панели не были точной копией — скорее, дизайн создавался «по мотивам». Но сходства тут, пожалуй, даже больше, чем у Lifan Smily и Mini.
 Packard 180 
Увеличить
ЗИС-110
Увеличить
Этот огромный автомобиль по размерам можно сравнить с самыми крупными представительскими моделями нынешнего времени — например, с Maybach
Cиловая структура кузова и техническая начинка были нелицензионной копией тех или иных американских разработок. Машина оснащалась 6-литровой «восьмеркой», выдававшей 140 л.с., и требовала заправлять ее бензином А-70, что для СССР было экзотикой.
Про «Москвич-400-420», появившийся в 1946 году, известно, что он являлся фактически копией Opel Kadett образца 30-х годов. Известный советский автоисторик Лев Шугуров утверждал, что за неимением официальных чертежей советские конструкторы снимали размеры с деталей «живого» Опеля. Прочитать об истории создания Opel Kadett вы можете в материале «Слуга двух господ».
Opel Kadett
Увеличить
Москвич-400-420
Увеличить
Компактный немецкий автомобиль, получивший вторую жизнь в Советском Союзе, — одна из первых отечественных моделей, предназначенных быть, в первую очередь, личным, а не служебным транспортом. За «Москвич-400-420» просили почти вдвое меньше, чем за «Победу»
Быть может, единственный пример, когда советские конструкторы сами стали жертвой плагиаторов, это «Победа». Как известно, она явилась родоначальницей новой тенденции в автодизайне, которой последовали несколько европейских и американских производителей. Советская пресса клеймила английский Standard Vanguard за схожесть внешнего вида. Однако про «Победу» тоже не скажешь, что это была полностью оригинальная разработка. Превознося эту модель, журналисты деликатно умалчивали о том, что ее передняя подвеска была почти точной копией узлов Opel Kapitan.
 «Победа»
Увеличить
Standard Vanguard
Увеличить
Дебютировавшая в 1946 году «Победа» смотрелась крайне эффектно для своего времени и отличалась отменной аэродинамикой (Сх=0,31). С технической точки зрения конструкция была самой передовой: например, «Победа» стала первой советской моделью с несущим кузовом
Сложно не заметить, что горбатый «Запорожец» ЗАЗ-965 своими характерными круглыми формами и компоновкой повторял Fiat 600. А последовавший за ним «ушастый» ЗАЗ-966 неумолимо напоминает немецкую малолитражку NSU Prinz IV. Прочитать об истории создания «Горбатого» вы можете в материале «Москвич-444». Зроблено в Українi».
 Fiat 600
Увеличить
 ЗАЗ-965
Увеличить
ЗАЗ-965 вышел на рынок в 1960 году. Этот автомобиль, призванный стать максимально доступным и массовым, навсегда вошел в историю и анекдоты под именем «Горбатый»
 NSU Prinz IV
Увеличить
ЗАЗ-966
Увеличить
Появившийся в продаже в 1966 году ЗАЗ-966 относился к более высокому классу, чем «Горбатый». Растянувшийся в длину трехобъемный кузов смотрелся куда современнее, в салоне стало больше комфорта и простора. Прозвище «Ушастый», возникшее из-за характерной формы воздухозаборников, прилепится к модели надолго. Версия без «ушей» увидит свет лишь в конце 70-х
Однако надо отдать должное советским инженерам: они понимали, что осмысленное копирование рано или поздно должно превратиться в творческий процесс, и это даст импульс развитию своей инженерной школы. В общественно-политической жизни страны 70-е годы считаются эпохой застоя, а для советского автопрома это был, напротив, «золотой век». История вазовской «копейки» и последовавшая эволюция всего семейства тольяттинских автомобилей — это пример того, как чужие идеи получили развитие на новой почве, и для страны это был настоящий индустриальный прорыв.
 Исходная модель: Fiat 124 
Увеличить
Результат эволюции: Lada-2107
Увеличить
Правда, случаи нелицензионного копирования происходили и позднее. При разработке «Москвича-2141» в качестве прообраза был выбран французский автомобиль Simca 1307/1308, созданный европейским подразделением «Крайслера» и заслуживший в Европе титул «Автомобиль 1976 года». Один из руководителей группы дизайнеров Игорь Зайцев вспоминал, что отечественные инженеры были оскорблены и унижены тем, что высокие чины из Минавтопрома приказали взять не просто идею, а примитивно скопировать автомобиль вплоть до «железа». Но приказ пришлось выполнять. Было закуплено несколько экземпляров французской модели. У одного отрезали переднюю часть, чтобы на его основе построить макет-агрегатоноситель. Другой разобрали, чтобы копировать узлы и агрегаты. Кузов отдали отечественным дизайнерам, чтобы прямо поверх него «лепить» стиль будущего «Москвича». По технической части автомобиль копировал некоторые характерные решения Audi 100. Например, не самую распространенную компоновку: продольное расположение двигателя в сочетании с передним приводом.
 Simca 1307/1308
Увеличить
«Москвич-2141»
Увеличить
Ориентация на развитие своих разработок не помешала создателям «Таврии» скопировать основные сечения кузова Ford Fiesta. Также Lada Kalina вполне открыто разрабатывалась «по мотивам» Opel Corsa образца 90-х годов.
Ford Fiesta
Увеличить
«Таврия»
Увеличить
 Opel Corsa
Увеличить
 Lada Kalina
Увеличить

Грабеж по-китайски

Если в других странах автопроизводители подворовывали идеи друг у друга втихаря, надеясь, что никто не заметит, то компании из КНР грабят мировой автопром открыто, напоказ. Причем судебные разбирательства прошлых лет не останавливают пиратов и в наши дни. Все потому, что ни о какой неотвратимости наказания в Поднебесной не может быть и речи. Иски правообладателей остаются без удовлетворения, а власти негласно (а порой и гласно) демонстрируют: если иностранные компании не хотят быть изгнанными с такого выгодного для себя рынка, как Китай, то свои претензии им стоит держать при себе. Практически ни один автопроизводитель из КНР не избежал скандала по поводу нелегального копирования чужих идей.
Самым громким судебным процессом над китайскими автопиратами по сей день остается иск, поданный GM в 2003 году по поводу Chery QQ. То, что дизайн и конструкция Daewoo Matiz были украдены, едва ли у кого-то вызывало сомнения: китайская и корейская модели даже имели взаимозаменяемые детали. Тем не менее, Chery удалось избежать наказания, благодаря вмешательству в процесс крупных госчиновников, и в конце 2005 года с американцами было подписано мировое соглашение.
Daewoo Matiz
Увеличить
Chery QQ
Увеличить
 Электромобиль E-Car GD04B
Увеличить
 Трехколесный «Matiz»
Увеличить
Chery QQ неплохо продается в развивающихся странах, так как является одной из самых дешевых машин в мире. Цены начинаются от $4 000
Дизайн Daewoo Matiz по какой-то причине пришелся особенно по вкусу китайской публике, и как минимум несколько компаний в настоящее время штампуют те или иные разработки в стиле этой корейской модели. На улицах Пекина можно встретить даже экзотичные трехколесные (!) Матизы, представляющие собой по сути мотороллеры, на которые навешаны пластиковые детали, имитирующие автомобиль. Ну а фирма Shandong Shifeng Group создала электромобиль в кузове, очень похожем на Matiz. Кстати, 1 февраля 2013 года эта модель, названная E-Car GD04B, вышла и на российский рынок.
Первая модель под маркой BYD — миниатюрный хэтчбек Flyer, который появился в начале «нулевых», — состоял из скопированных разработок Suzuki. Позднее продукция марки BYD еще не раз удостоится обвинений в плагиате. Например, продающийся сейчас в России седан гольф-класса BYD F3 имеет много общего с Toyota Corolla. А когда в 2008 году на смену BYD Flyer пришла модель BYD F0, мало кто из автомобильных журналистов удержался от прямых сравнений с Toyota Aygo.
Toyota Aygo
Увеличить
BYD F0
Увеличить
В 2006 году в центре патентного скандала оказалась марка Great Wall. На нее подали в суд представители компании Fiat, утверждавшие, что компактная китайская модель Peri является не чем иным, как «Фиатом Панда», который подвергся «пластической операции». Надо сказать, что внешне эти машины не слишком схожи, и тем не менее в суде итальянцам удалось доказать, что в основе конструкции — именно их разработка. Суд наложил запрет на импорт Great Wall Peri в страны Евросоюза и обязал китайскую компанию выплатить «Фиату» 15 000 евро за первый ввезенный в Европу хэтчбек Peri и по 50 000 евро за каждый из последовавших.
 Fiat Panda
Увеличить
Great Wall Peri
Увеличить
Если судебное разбирательство в Европе было выиграно «Фиатом», то аналогичный процесс в Китае, как можно было предполагать, завершился не в пользу итальянцев. История получила продолжение в 2009 году, когда Great Wall попытался обвинить Fiat в том, что в процессе сбора доказательств по предыдущему процессу итальянцы сами занимались промышленным шпионажем и завладели разработками Great Wall. Впрочем, доказать это пока не удалось
Многие другие творения Great Wall сложно назвать оригинальными разработками. Модель Coolbear явно напоминает Scion xB, в облике хэтчбека Florid мы видим черты моделей Toyota Yaris и ist, у пикапов Sailor много общего с Isuzu Rodeo, а внедорожники Hover прежних поколений состояли в неофициальном родстве с Isuzu Axiom.
 Scion xB
Увеличить
 Great Wall Coolbear
Увеличить
 Toyota Yaris
Увеличить
Great Wall Florid
Увеличить
В 2008 году Lifan, ранее копировавший чужие разработки более-менее деликатно, прославился одним из самых запоминающихся творений в области автоплагиата. Речь, разумеется, о модели Lifan 320, которая в 2011 году вышла на российский рынок под именем Smily. Надо сказать, эта малолитражка вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, столь откровенное подражание стилю Mini — это, пожалуй, перебор. Причем культовую британскую машинку будто срисовывали нетвердой рукой: «поплыли» пропорции, исказились фары — все это режет глаз. Но, с другой стороны, все прочие модели в ценовой категории Smily (до 300 000 руб.) выглядят настолько бесхитростно и буднично, что «китайца» стоит признать самым эффектным исключением из общего правила.
Mini
Увеличить
Lifan Smily
Увеличить
В 2009 году марка Geely заставила всю автомобильную общественность обсуждать ее новую разработку, которую журналисты окрестили «китайским Роллс-Ройсом». В чем-то конструкторы из КНР попытались даже переплюнуть роскошь английского лимузина: так, в задней части салона вместо дивана было установлено лишь одно огромное кресло, похожее на своеобразный трон. Но в прессе больше обращали внимание на исключительное сходство кузова с Rolls-Royce Phantom. Годом позже китайцы представят Geely GE следующего поколения, который преобразится до неузнаваемости, но и эту разработку продолжат по инерции называть «китайским Роллс-Ройсом».
Rolls-Royce Phantom
Увеличить
 Geely GE
Увеличить
Представители Geely неоднократно делали публичные заявления, что разработка полностью самобытна, а обвинения в плагиате беспочвенны. Но массивная решетка радиатора и фигурка «Духа Экстаза», венчающая ее, вызывала у публики однозначные ассоциации
В 2012 году одной из главных премьер автосалона в Пекине стал седан Haima Yao, в облике которого китайские мастера с любовью воссоздали основные мотивы стиля Hyundai i40. Надо сказать, что марка Haima долгое время воздерживалась от плагиата и шла честным путем. Изначально эта компания являлась совместным предприятием с «Маздой», отсюда такая схожесть моделей Haima 3 и Mazda 3. Что же касается Yao, который выходит на китайский рынок в этом году, то в нем сочетается легальная японская начинка (по неофициальным данным, платформа взята у старой Mazda 6) и скопированный корейский стиль.
Hyundai i40
Увеличить
 Haima Yao
Увеличить
Седан «семейного» класса Haima Yao смотрится вторично, но, по крайней мере, современно, а с учетом японской платформы, эту модель, возможно, ждет рыночный успех. Впрочем, российским покупателям пока ее не предложат: в конце 2012 года производство автомобилей этой марки на черкесском заводе Derways было свернуто, и Haima фактически покинула наш рынок

Японский фальшак

Индустрия Страны Восходящего солнца еще на рубеже XIX и XX веков не раз печально прославилась случаями промышленного шпионажа в самых разных отраслях — от сталелитейной до производства оптических линз, — и появившиеся позднее автомобильные предприятия не стали исключением. История марки Toyota началась с того, что компания, тогда называвшаяся Toyoda Automatic Loom Works, приобрела в 1934 году седан Chrysler Airflow, разобрала его и аккуратно скопировала основные решения.
Chrysler Airflow
Увеличить
 Toyota AA
Увеличить
Chrysler Airflow, запущенный в производство в 1934 году, был для своего времени передовой моделью. Это один из первых американских автомобилей, получивших обтекаемый кузов, отличавшийся пониженным аэродинамическим сопротивлением, что и отразилось в его названии (airflow — «воздушный поток»)
Как известно, в послевоенные годы японцы шли своим путем, планомерно развивая собственные разработки, и уже в 60-е годы страна вошла в тройку крупнейших автомобильных держав. Правда, дизайн не был сильной стороной автоконцернов этой страны, и те или иные стилистические ходы часто повторяли чужие разработки. Причем такие примеры можно найти даже среди моделей XXI века. Например, в облике Lexus LS третьего поколения, прямо скажем, многое напоминает Mercedes S-класса (особенно, вид сзади).
 Mercedes-Benz S-Класс
Увеличить
Lexus LS
Увеличить
Ну а одним из самых курьезных примеров плагиата в истории автодизайна можно назвать внешность малолитражки Mitsuoka Viewt, появившейся в 1993 году. Доступная машинка получила «лицо» классических Ягуаров 60-х годов. При всей нелепости того, что под импозантной внешностью скрывалась начинка от Nissan Micra, эта модель задала новый тренд в японском автопроме. Вслед за малоизвестной компанией Mitsuoka более крупные марки стали создавать новинки в ретро-стилистике.
 Jaguar Mark 2
Увеличить
Mitsuoka Viewt
Увеличить

Вторсырье из Кореи

Корейцы долгое время придерживались такого принципа: пусть лучше дизайн будет безликим, чем нас обвинят в плагиате. Для страны, которая всегда ориентировала свой автопром на экспорт, подобная стеснительность по части дизайнерского пиратства вполне объяснима. Тем не менее, как минимум один прецедент неприкрытого копирования есть. Вышедший в 2002 году представительский седан Kia Opirus вызывал однозначные ассоциации с «Мерседесом» Е-класса, который будто бы отразился в кривом зеркале.
Mercedes-Benz Е-Класс
Увеличить
Kia Opirus
Увеличить
В наши дни свежие корейские разработки не упрекнешь ни в безликости, ни в повторении чужих идей, впрочем, Kia Quoris (K9), пришедший в 2012 году на смену устаревшему «Опирусу», по мнению некоторых, отдельными элементами очень уж сильно напоминает BMW 7-й серии и 5 GT.
BMW 7-й серии
Увеличить
 Kia Quoris (K9)
Увеличить

Чья совесть чиста?

В истории западных автоконцернов нет особо скандальных случаев, касающихся откровенного плагиата, хотя один прецедент достоин внимания. Доподлинно известно, что модель Opel 4/12 PS «Laubfrosch», выпускавшаяся в 20-е годы, была почти точной копией Citroen Type C 5 CV, и это стало предметом судебного разбирательства между немцами и французами. Сегодня официальные источники дают противоречивые сведения о том, имел ли Opel права на использования тех разработок.
Citroen Type C 5 CV
Увеличить
Opel 4/12 «Laubfrosch»
Увеличить
Кстати, есть мнение, что и производственный конвейер был также скопирован «Опелем» у «Ситроена». Конечно, последний, как известно, сам не является изобретателем данной производственной системы. Французы адаптировали разработки «Форда», который был первым, кто внедрил у себя конвейерный метод.
А вот американский автопром привык сам задавать тренды (по крайней мере, в XX веке) и не черпать идеи извне. Ну а между собой автопроизводители из США всегда конкурировали сравнительно честно. В стране, в которой корпорации никогда не экономили на юристах, очень рискованно нарушать чужие права на интеллектуальную собственность.
Если в области высоких технологий патентные споры сегодня — в порядке вещей, то в автопроме они, похоже, остались в прошлом. Хотя китайские предприятия остаются исключением. Вот уже четыре года авторынок КНР является крупнейшим в мире, но по-прежнему автопром этой страны остается в числе самых отсталых. Неразвитость собственной инженерной и дизайнерской школы, видимо, еще долго будет заставлять китайские компании заниматься пиратством.
Павел Ёлшин

Комментариев нет:

Отправить комментарий